Пятница, 26.04.2024, 14:23
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "СШ № 4"

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


11:51
Беседа с родителями по теме «Виртуальное общение подростков: благо или социальная проблема»

Проблема: Почему подростков привлекает виртуальное общение?

Цель: выяснение причин отказа детей от общения в реальном мире с подменой на виртуальное общение.

Содержание беседы:

Вредит или помогает виртуальное общение детям и подросткам? Понятно, что избежать его в современной жизни невозможно, да и не нужно. Однако когда популярное выражение «В Контакте» с головой» становится частью жизни собственного ребенка, родители стараются исправить ситуацию. Как направить виртуальную энергию в сторону позитива?

Виртуальное общение — тенденция современного времени. Посидеть на социальном портале, в чате любимой игры — для многих детей и подростков это не только атрибут современной жизни, но и постоянная необходимость. Почему?

Все «За» общения в Интернете.

Разговор в Интернете — дополнительная возможность выйти из-под родительской опеки. Родители стараются контролировать общение сына или дочери. В то же время у ребенка есть потребность познавать мир и самого себя без явной помощи взрослых. Потайные уголки — необходимые атрибуты детства, а их так несложно воспроизвести в виртуальной реальности.

Для подростка возрастная задача — увеличение числа знакомых среди сверстников. «Они создают собственный образ исходя из того, как приятели реагируют на их высказывания и поступки». Переписка в Интернете в какой-то мере упрощает решение этой задачи. Ведь программы, предусмотренные для виртуального общения, позволяют находиться в онлайне и обмениваться информацией большому количеству пользователей одновременно.

А порой Интернет помогает найти пути для повышения самооценки: здесь можно опробовать разное поведение и увидеть реакцию на разного себя. Но если живое общение полностью вытеснено виртуальным, тогда все плюсы постепенно превращаются в минусы.

 

Когда можно заменить реальное общение виртуальным?

При всей видимой похожести общение в реальной жизни и общение в виртуальной различаются, и важна пропорция между ними.

Подчас взрослые считают, что виртуальное общение поможет неуверенным в себе детям. Психологи, отмечают:

«Интернет-переписка может стать лишь одним из возможных шагов при преодолении неуверенности. При этом стоит разделять проблемы. Бывают дети, которым в принципе трудно с кем-то заговорить, а есть те, кто не умеет себя правильно или спонтанно выразить. Во втором случае действительно может иметь смысл виртуальное знакомство. Посредством переписки такому ребенку проще выразить свои мысли и понять, может ли он быть интересен сверстникам. Но родителям важно сделать следующий шаг — поискать для детей варианты проведения досуга в компании сверстников».

«Виртуальные знакомства раскрепощают, но сформировать коммуникативные функции они не могут. При реальном и виртуальном общении включаются разные системы восприятия информации и органы чувств. В жизни на нас непосредственно воздействует запах, голос, взгляд, поза, часто бессознательно мы считываем их и соответственно реагируем. Интернет задействует другие высшие психические функции — такие как воображение. Если у ребенка виртуального общения явно больше, то зоны мозга, связанные с непосредственным общением, развиваются меньше».

«Иногда из-за иного образа, созданного для себя в интернете, ребенок может путаться в жизни (здесь я крутой, а в реальности — тихоня). И тогда юный виртуальный герой все больше уходит из реального мира, где можно потерпеть фиаско».

Когда друзья дружат еще и в онлайне…

Общение реальных знакомых в Сети, особенно подростков, помогает достраивать образ. «Переписка, быстрая связь создает эффект постоянного присутствия, включенности в жизнь и переживания друг друга. Парадокс заключается в двойственности такого общения. С одной стороны, оно легче, чем глаза в глаза. С другой — иногда более наполнено». Сказать вслух о чувствах и мыслях намного сложнее, чем написать о том же. А из-за постоянной связи возрастает желание рассказать о любых, пусть незначительных событиях и их оценке, поделиться сиюминутными наблюдениями. И, как правило, именно такие зарисовки наиболее полно раскрывают образ человека.

Советы психологов:

Учите разделять реальные и виртуальные образы.

«Лучше в вопросительной форме, поначалу не затрагивая самого подростка». Например: «А кто-то из твоих друзей сталкивался с ситуацией, когда онлайн-знакомый в жизни оказывался не тем человеком, каким представлялся в Сети?» Предложите приглядеться к нику онлайн-собеседника (никнейм — прозвище, используемое как имя в интернете), к его реакциям, анимации, которую он использует. Псевдоним и картинки, как правило, не столько скрывают, сколько обнажают нашу сущность. А плотность общения позволяет улавливать настроение и внутренние ощущения человека по ту сторону экрана».

«Важно от придуманного образа перейти к реальности. Это быстрее расставляет приоритеты. С помощью простых наводящих вопросов постарайтесь понять, чем ребенка привлекает именно это знакомство, может ли оно развиваться».

 

Все «Против» общения в Интернете.

Бывают такие ситуации, когда ребенок не умеет строить реальные отношения с людьми, будь то сверстники или родственники. Он придумывает себе второе «Я», наделяя своего виртуального персонажа теми качествами, которых ему недостает (или кажется, что недостает) в реальности. Врастание в придуманную личность способно совершенно разрушить адекватное мировосприятие и стать причиной больших проблем, вплоть до полной десоциализации.

Чем больше затягивает подростка паутина виртуальной жизни, тем более чуждой и неинтересной кажется ему реальность. Он чувствует себя хорошо только сидя за компьютером, все попытки отвлечь вызывают у него раздражение и даже агрессию. При этом ребенок сам не способен дозировать время, проводимое в сети. Учеба, домашние дела, обязательства и договоренности перестают иметь какое-либо значение и воспринимаются только как досадные помехи.

Психологи отмечают: У детей, проводящие у компьютера слишком много времени, отмечается эмоциональная незрелость, стилистическая скудность речи, неумение строить полные красивые предложения, менее эффективными становятся некоторые виды памяти. Такие подростки склонны к самоизоляции, они неуравновешенны и рассеянны, они теряют внутренние ориентиры, социальные связи разрушаются.

Компьютерная реальность дает возможность почувствовать себя кем угодно, создает иллюзию неограниченных возможностей при полном отсутствии ответственности. Сомневаться в разрушительном действии таких иллюзий на неокрепшую психику подростка, к сожалению, не приходится. Детям необходима самореализация, и, если реальность не дает им такой возможности, Интернет уводит в иллюзорные миры целое поколение, пойманное в неосязаемые, но прочные сети Всемирной паутины.

В 2004 г. С. А. Кулаков разработал психологический тест, позволяющий определить, насколько серьезно влияет компьютер и Интернет на жизнь ребенка, и не пора ли безотлагательно обращаться за помощью к специалисту. Существуют и другие подобные разработки. Тем не менее, проблема компьютерной зависимости у подростков становится все более насущной и актуальной. В немалой степени так происходит от того, что многие родители и педагоги не придают этой проблеме должного значения.

 

 

Приложение:

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004)

Источник: http://www.psypodderjka.ru/content/view/86/

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 - всегда

1. Как часто Ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью?

2. Как часто Ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи?

4. Как часто Ваш ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Вы жалуетесь на количество времени, проводимые Вашим ребенком в сети?

6. Как часто учеба Вашего ребенка страдает из-за количества времени, проведенного Вашим ребенком в сети?

7. Как часто Ваш ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто Ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?

9. Как часто Ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

10. Как часто Вы заставали своего ребенка пробивающимся в сеть против Вашей воли?

11. Как часто Ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

12. Как часто Ваш ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»?

13. Как часто Ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?

14. Как часто Ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у Вас не было Интернета?

15. Как часто Ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?

16. Как часто Ваш ребенок ругается и гневается, когда Вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети?

17. Как часто Ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети?

18. Как часто Ваш ребенок злится и становится агрессивным, когда Вы накладываете ограничение на время, которое он проводит в сети?

19. Как часто Ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

При сумме баллов 50-79 родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь вашего ребенка и всей семьи.

При сумме баллов 80 и выше, у ребенка с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и ему необходима помощь специалиста.

Выводы: Для того, чтобы виртуальное общение подростков было благом, а не превращалось в социальную проблему, необходимо не запрещать использование социальных сетей, а научить детей четко различать границы реальной и виртуальной жизни. В этом помогут следующие советы психологов.

 

Психологи дают Советы неравнодушным родителям

Позаботьтесь о переключении интересов

Подарите коньки (ролики) и посоветуйте предложить друзьям покататься вместе.

Почувствовать вкус реальной жизни помогает любое обновление. Можно придумать, как усовершенствовать свой стол или всю комнату.

Используйте интернет как ресурс

Говорите о том, что пугает или отталкивает ребенка в виртуальном общении, а что, наоборот, вдохновляет. Предложите: «Попробуй не потерять эти ощущения в реальной жизни».

У детей представление о себе нечеткое. Помогите его сформировать. «Ты играешь в супергероя? А какой он? Расскажи, пожалуйста! И пусть ребенок поделится, а вы будьте внимательны и тактичны, может быть, именно в этом разговоре откроются сокровенные мечты, а возможно, и обиды. Именно в таком диалоге можно узнать, где в реальной жизни хочется быть таким, например, смелым и бесстрашным. И поддержать это качество!»

Подросткам предложите придумать совместный проект, который можно выполнить вместе с онлайн-знакомыми. Сначала сын или дочь, скорее всего, отвергнет такое предложение, но через какое-то время, слегка переработав идею, вполне может к ней вернуться. Общие интересы, сотрудничество и конкуренция приучают к общению и помогают в учебе.

Прививайте вкус к реальному общению

Говорите о приятных сторонах живого общения. Оно включает разделенные впечатления, когда с нами одновременно что-то происходит здесь и сейчас. Постарайтесь привести сравнительные примеры (о реальных и виртуальных встречах) из жизни — собственной или своих знакомых.

Полезны тактильные ощущения. Заведите кошку или собаку, их можно трогать и гладить. Кроме того, домашние питомцы прибавят ответственности в реальной жизни.

Напоминайте о правилах безопасности

Необходимо вразумить, что при первой встрече со «знакомым незнакомцем» из Сети обязательно должен присутствовать кто-то из знакомых взрослых. И стандартные правила безопасности: не давать свой адрес, встречаться в людных местах

Категория: Родителям важно знать | Просмотров: 297 | Добавил: school4mih | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Декабрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Задать вопрос